Расселение
Азербайджанцы — самый крупный тюркоязычный и мусульманский народ на Кавказе, являясь при этом вторым по численности народом Грузии и Ирана, а также одним из народов Дагестана. В самом Азербайджане проживают около 8,2 миллиона азербайджанцев (перепись 2009 года), составляя 91,6 % населения страны.
Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль, Зенджан. Проживают также в восточных районах провинций Курдистан (в сёлах близ Горве)[44] иХамадан, северных районах провинции Казвин[43]. Крупные азербайджанские общины имеются в городах Тегеран, Кередж, Мешхед. Общая численность азербайджанцев в Иранесоставляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. и даже до 23,5 млн чел.
В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек. В настоящее время они составляют большинство в Дербентском районе Дагестана (55,7 %) и также компактно расселены вТабасаранском (18 %), Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Внутренние миграционные процессы советского времени и постсоветская эмиграция азербайджанцев из Азербайджана и других республик бывшего СССР привели к тому, что сегодня азербайджанцы в той или иной степени представлены в большинстве регионов России. Всего азербайджанцев в России попереписи 2002 года 621 840 чел.
В Грузии азербайджанцы населяют область Квемо-Картли (225 тыс., 2002 г. или 45 %), то есть южные, юго-восточные и центральные районы страны: Марнеули (98 тыс., 2002 г.), Гардабани (50 тыс.), Болниси (49 тыс.), Дманиси (19 тыс.). В этих четырёх районах они составляют абсолютное или относительное большинство (83 %, 44 %, 66 %, 67 % соответственно). Помимо этого они населяют районы области Кахетия (40 тыс.,2002 г. или 10 %): Сагареджо (18 тыс. или 32 %),Лагодехи (11 тыс. или 22 %), Телави (8 тыс. или 12 %), а также область Шида-Картли (6 тыс. или 1,8 %) (в том числе в Каспи (4 тыс. или 8 %), Карели (1 тыс. или 2,3 %) и др.), область Мцхета-Мтианети (2 тыс. или 1,8 %), в основном в районе Мцхета. Часть азербайджанцев проживает вТбилиси (11 тыс. или 1 %), столице области Квемо-Картли — городе Рустави (5 тыс. или 4 %) и др.
До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу - 49%, превышая по численности армян . В конце XIX века 77 тыс. человек Эриванского уезда владели азербайджанским языком в качестве родного.
В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинцииКарс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США.
В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши(Красноводск) и Ашхабад.
Кроме того, азербайджанцы живут в Европе, США, Канаде, на Украине, в Узбекистане, Казахстанеи других республиках бывшего СССР.
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.
- Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа.
- Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
- Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
- Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
- Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
- Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
- Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана. Первоначально термин «терекеме» использовался и как этнический, племенной, но в Азербайджане в XIX — начале XX в. оно объединяло главным образом население, занимавшееся отгонным скотоводством в крае и чаще всего применялось в значении «кочевники»
- Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Делятся они на племена: инанлу, бегдади, усанлу и др. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда (ныне Казахский, Акстафинский и Таузский районы Азербайджана) Кадырлы и Каралал.
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.
Язык
Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский(в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.
Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский характер среди огузской группы этого языка) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.
Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.
На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.
В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.