Маршрут затрагивает траверс трех хребтов бассейна Самура — Самурского, ГКХ и Кябяктепе. Впервые его прошла в 1972 г. экспедиция горной комиссии ЦСТЭ (рук. Г. Анохин и К. Ахмедханов). Экспедиция была экспериментальной, после чего Г. Анохин представил проект развития нового направления в туризме — туристских траверсов. Последующие годы подтвердили возможность траверсов на Восточном Кавказе, в частности в Дагестане: десятки групп из разных городов страны включали в свои маршруты многокилометровые участки траверсов.
Аварское Койсу, главная составляющая Сулака, имеет длину 178 км. До слияния с Хзанором носит название Джурмут. По технической сложности водный маршрут можно разделить на три основных участка: Тлярата — Кособ; Кособ — Советское; Советское — Унцукуль.
Сплав по Джурмуту начинается у Тляратинского аэропорта. До небольшого хутора на левом берегу препятствий на реке практически нет. После навесной переправы плавный правый поворот, и на Z-образном участке реки еще один более сложный поворот. У левого берега обломок скалы, занимающий половину русла. За обломком — подводная плита, которая тянется к правому берегу. Здесь образуется мощная "бочка”, после чего поток упирается в отвесную скалу правого берега и отбрасывается к обломку скалы в центре реки. Этот порог—
... Читать дальше »
Андийское Койсу, левая составляющая Сулака, начинается в Грузии после слияния Пирикительской (46 км) и Тушинской (48 км) Алазани. Если принять за главный исток Тушинскую Алазани, то общая длина Андийского Койсу составит 192 км. По этой своенравной реке в 1983 г. проложен маршрут. Первопроходцы (группа М. Воротынцева) начали сплав от селения Омало и, преодолев сложнейшие пороги верховий Койсу, финишировали у плотины Чиркейской ГЭС. Этому самому сложному на реках Дагестана маршруту предшествовали маршруты попроще, начинавшиеся обычно ниже впадения в Андийское Койсу реки Гакко.
Сплав по Андийскому Койсу начинается с порога № 2 — между устьем Гакко и аулом Эчеда. Порог не сложный, но требует четкого маневра. В 600 м ниже расположен порог №3 длиной 60 м. В конце
... Читать дальше »
Самур начинается на стыке ГКХ и хребта Таклик, на высоте 2880 м, и, пройдя расстояние 213 км, впадает в Каспий в 28 км южнее Дербента. На автобусе от Дербента доехать до селения Рутул и оттуда местным автобусом до аула Лучек. Выше по Самуру ходят колхозные и почтовые машины, на которых можно добраться до аула Мишлеш. Здесь начало маршрута.
Наиболее полноводен Самур в июне, иногда в мае. Русло реки извилистое, слаборазветвленное. Скорость течения 2—4,5 м/с. Перед аулом Цахур, после впадения Каяны, сложная шивера: река уходит влево, а под скалой правого берега образуется прижим. От Цахура и до Лучека река на протяжении 14 км представляет собой длинную шиверу средней сложности. Русло узкое, много прижимов под скалы, порогов, с перепадами высот 1,5—2 м и длиной от 3 до 50 м. Средн
... Читать дальше »
Из Махачкалы до Хасавюрта проложено первоклассное шоссе длиной 82 км. От автостанции "Махачкала” первые 6 км проходят по западному въезду в город. Далее мимо плантаций винограда дорога мягко спускается к реке Шураозень и затем по пустынной, порой песчаной местности приводит в Кизилюрт. За Кизилюртом многопролетный мост через Сулак, слева от него сооружения Чирюртской ГЭС. Через 24 км езды по уже зеленой приветливой земле, за рекой Акташ, появляются окраины Хасавюрта. Не доезжая до города, влево по ходу дорога на райцентр Дылым, до которого 26 км асфальтированной трассы.
Небольшой подъем по пологим предгорьям к мосту через Акташ у Ленинаула. Далее по лесистым склонам правым берегом реки Саласу к Дылыму. Улучшенное гравийное шоссе по лесам, вдоль скальных обнажений приводит к перевалу Харигавуртай
... Читать дальше »
Сначала маршрут проходит по территории Грузии Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Из Тбилиси велотуристы едут по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал (2379 м) в Орджоникидзе, затем в Грозный и далее до селения Шали. Отсюда идет автодорога в Дагестан. Асфальтовое шоссе проходит через селение Ведено (29 км от Шали), а потом уже щебеночная дорога вдоль реки Хулхулау подходит к подножию Андийского хребта, где на дне замкнутой со всех сторон котловины лежит селение Харачой. От Харачоя дорога крутыми серпантинами поднимается по склонам хребта Заргубиль к перевалу Харами и по пути пересекает границу Чечено-Ингушетии и Дагестана. Набрав почти 2000 м высоты, дорога проходит рядом с жемчужиной Дагестана озером Кезенойам. Уклон дороги уменьшается, и среди подъемов и спусков трудно уловить перевальную точку Харами (2177 м). Еще около 1
... Читать дальше »
От райцентра Советское, раскинувшегося на левобережной пойме Аварского Койсу, вверх по реке уходит в Тлярату и Бежту добротная щебеночная автодорога. Автобусного сообщения с Тляратинским и Цунтинскнм районами нет. Дорога от Советского до устья Рутлуха все время идет левым берегом Аварского Койсу. До Гидатлинского моста река течет в долине, а дальше в узком ущелье. Поперечно стоящие гребни заставляют поток делать бесчисленные повороты, выбивая в скалах ниши и постепенно углубляя русло. На одном из контрфорсов некогда был пробит тоннель. В настоящее время дагестанские дорожники пробили в этом гребне новый тоннель длиной 70 м, который позволил спрямить путь. Через 1 км после впадения справа реки Темир из-за скальной стены неожиданно открывается железнодорожный мост и беснующийся поток Рутлуха.
Начальная точка маршрута — аул Ириб (в 10 км от райцентра Цуриб), широко расположившийся на высокой левобережной террасе Каракойсу. По грунтовой дороге, откуда открываются высокие отроги Бишинея и Нукатля, нужно дойти до Гилиба. Этот аул как бы прилепился к склонам хребта Бишиней, на правом берегу реки Тлейсерух, а молодые сады рядами зеленеют на левом берегу по обоим склонам притока Тлейсеруха. По мосту через приток продолжать путь в его верховья: до аула Ритляб пробита так называемая пионерная дорога. В сухую погоду можно двигаться прямо по реке. Если же в горах дожди, когда паводок разрушает временные мосточки и переход вдоль реки исключается, надо пользоваться верхней благоустроенной тропой.
В известный своими умельцами аул Кубачи ведет тяжелая для шоферов дорога. От Маджалиса ехать вверх по Уллучаю, а затем — вдоль его левого притока Дживуса (см. рис. 5). Далее дорога, немыслимо извиваясь по лесистому склону, с трудом достигает аула Трисанчи. Подъем так и называется — Трисанчинским. Выйдя на гребень отрога, дорога уходит вверх до самого райцентра Уркараха. Не въезжая в селение, она огибает его и в высшей своей точке — Уркарахском перевале (1231 м) выходит на луговые склоны. Уже 25 км позади. Относительно короткий, но крутой спуск приводит к Бугану — так называется Дживус в среднем и верхнем течении. От моста через реку вновь многокилометровый подъем к Кубачинскому перевалу. На 43-м км от Маджалиса — Кубачинский перевал (1490 м), с которого дорога уходит на аулы Сутбук и Урари в верховья Буганского ущелья. Еще 2 км подъема, и мы в Кубачах, исходном пункте ма
... Читать дальше »
Эчеда — один из крупнейших аулов в Цумадинском районе. Сюда уже проведена дорога, часть будущей пастбищной автодороги Агвали — Бежта. По широкой, вырубленной в скалах дороге идти вверх по Андийскому ущелью. Вскоре дорогу пересекает самый многоводный левый приток Андийского Койсу — река Гакко. За узким ущельем Гакко сужается и Андийское ущелье. Андийское Койсу с огромной силой бьет в скальные стены, бурлит водоворотами. Ущелье дикое, замкнутое, с множеством поворотов и неожиданно встающих отвесных гребней.
Там, где над Андийским Койсу встает огромная стена, тропа по висячему мостику переходит на правый берег. Однако и на этой стороне вырастают гребни и стены исполинских высот, и тропа, правда ненадолго, переходит реку. Перед небольшим притоком в последни
... Читать дальше »