Сначала маршрут проходит по территории Грузии Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Из Тбилиси велотуристы едут по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал (2379 м) в Орджоникидзе, затем в Грозный и далее до селения Шали. Отсюда идет автодорога в Дагестан. Асфальтовое шоссе проходит через селение Ведено (29 км от Шали), а потом уже щебеночная дорога вдоль реки Хулхулау подходит к подножию Андийского хребта, где на дне замкнутой со всех сторон котловины лежит селение Харачой. От Харачоя дорога крутыми серпантинами поднимается по склонам хребта Заргубиль к перевалу Харами и по пути пересекает границу Чечено-Ингушетии и Дагестана. Набрав почти 2000 м высоты, дорога проходит рядом с жемчужиной Дагестана озером Кезенойам. Уклон дороги уменьшается, и среди подъемов и спусков трудно уловить перевальную точку Харами (2177 м). Еще около 1,5 км дорога бежит по плато, затем спускается в сторону аула Анди. На трассе селений нет до самого Ботлиха. Дорога пробита в склоне широкой долины реки Унсатлен. От Ведено до Ботлиха 62 км. От Ботлиха (979 м) пологий длинный спуск к Андийскому Койсу, вдоль которого идет транзитная дорога на Агвали. Левым берегом реки доехать по пыльной дороге с интенсивным движением до селения Тлох (26 км). До аула Батлаич путь на Хунзахское плато описан в маршруте 31. От Батлаича дорога поднимается вправо на урочище Чина и проходит рядом с горой Асата (2014 м). Вскоре урочище Чина заканчивается и дорога будто прыгает с обрыва, пробив себе путь по скальной полке. С пути спуска видны аулы Гоцатль — Нижний и Верхний. Крутые повороты и головоломные серпантины приводят к Аварскому Койсу в районе аула Карадах. Путь из Карадаха через Дарада-Мурадинский перевал вплоть до Гуниба описан в маршруте 31, а переезд через перепал Хамаща до Кумуха — в маршруте 7. От Гуниба до Кумуха 47 км. Между Кумухом (1522 м) и Вачи проложена хорошая щебеночная дорога. До аула Тулизма ровная, почти без поворотов, она сразу за аулом "ныряет” в каньон Казикумухского Койсу и, выйдя на водораздел у аула Шара, круто спускается к правому притоку Койсу — Хурхинке. Далее по долине речушки подъем к простому Вачинскому перевалу (1680 м) через горный отрог. Короткий спуск выводит к аэродрому и несколько далее к селению Вачи на левом берегу реки Кули. Вачи лежит в начале просторной плоской долины с дальними видами снежных гор и многочисленными аулами. Через 3 км по дороге аул Сумбатль, где дорога пересекает реку Кули и продолжает набирать высоту уже правым берегом до селения Кули. Еще 4 км, и в долине, у слияния рек Виралю и Чаранних, появляется большое село Хосрех. Путь от него до аула Чираг через Чирагский перевал (н/к) описан в маршруте 3. От Чирага до селения Хив проложена улучшенная дорога, которая на всем своем протяжении (55 км) идет по долине Чирагчая. Перейдя в Чираге на правый берег реки за 5 км до селения Тпиг, в ауле Рича дорога вновь возвращается на левый берег. После Тпига она становится лучше, оживленней. Долина постепенно расширяется, хотя характер левобережных хребтов сохраняет свою крутизну. У Хива горы имеют мягкие очертания, многие склоны заросли широколиственным лесом. В Хиве поворот на дорогу, ведущую в селение Хучни, до которого 42 км. Холмистую местность предгорий пересекают водотоки Цудук и Карчагсу. Подъемы и спуски непродолжительны. По пути туристы проезжают через аулы Цудук, Тураг и Куркак. Хучни стоит на левом берегу Рубаса. В окрестностях много лесных полян, чистых ручьев. Из Хучни до аула Хапиль дорога идет по долине Рубаса, затем поднимается к аулу Дюбек, откуда можно через аул Ерси проехать в воселок Дагогни. Но маршрут минует этот вариант. От Дюбека, где дороги разделяются, надо ехать через увалы и холмы к шоссе Маджалис — Мамедкала. Путь проходит по многочисленным речкам, составляющим Дарвагчай. Слева поднимаются лесистые холмы и небольшие горы, справа уходят к Приморской низменности постепенно снижающиеся отроги. Там и леса меньше, а все открытые пространства засеяны злаками. Через аулы Джавгат и Джибахни дорога выходит к аулу Карацан. От Карацана несколько подъемов вверх до большого аула Баршамай, затем постепенный спуск к асфальтовой дороге в 2 км от Маджалиса. По асфальту через скальное сужение реки Уллучай и высокий арочный мост дорога приводит в крупное селение Маджалис (414 м). Она долго идет по Маджалису и только за ним вплотную приближается к Уллучаю. В 12 км за Маджалисом крутой Трисанчинскнй подъем по лесистому склону, выводящий на отрог и по нему на Уркарахский перевал (1231 м). Рядом, на наклонной равнине, раскинулось селение Уркарах. За селением влево-вниз к реке Буган ведет пологий, а затем крутой, серпантинами съезд до моста. С перевала Уркарахский частично виден путь подъема на Кубачи, повторяющий своей крутизной и сотнями поворотов подъем на перевал Уркарахский. Не доезжая до Кубачей, вправо уходит дорога к аулу Урари, до главной целью все же будет посещение близкого от поворота древнего аула Кубачи — центра изготовления и украшения оружия, бытовых предметов, женских украшений. Далее подъем на Кубачинский перевал (1490 м) и длинный спуск к верховьям Бутана. Вдоль реки дорога приводит в аул Цугни, откуда до перевала Гуцабек около 6 км по ущелью Цугнихерг. Дорога становится хуже, да и транспорта здесь намного меньше. Справа над трассой подъема вырастают отвесные стены горы Чиндерчеро (2497 м). Река глубоко вклинивается в изгиб хребта Лес. Дорога, набирая высоту, минует развалины аула Ургаки и с последним поворотом выводит на площадку перевала Гуцабек (Вацабикский, 2027 м). Спуск круче подъема. После многочисленных поворотов дорога спускается в верховья реки Акуша к аулу Танты. По долине реки, вдоль ее известняковых склонов дорога проходит через аул Гапшима и на 75-м км. от Уркараха заканчивается в большом даргинском селении Акуша. В 4 км ниже Акуши улучшенная автодорога сливается с трассой на Леваши. От стыка дорог в устье реки Дарголакотты (1240 м) вверх к аулу Бургнмакмахи и далее на Бургимакский перевал (1440 м). Достигнув его, дорога спускается в бассейн реки Халагорк и через аулы Наскент и Какамахи на 26-м км от Акуши выводит на Лсвашинское плоскогорье, где расположено одно из крупнейших селений Дагестана — Леваши (1222 м). Асфальтовая трасса ведет вдоль чистых струй Халагорка к аулу Урма, за которым начинается короткий крутой подъем на перевал Кизилъяр (1596 м), прорубленный в белых мергелях хребта Чонкатау. Размашистый спуск по северному склону Чонкатау, затем небольшой подъем, и трасса круто спускается вдоль текущей глубоко внизу реки Параулозень к аулу Верхний Дженгутай. За ним плавный подъем на Балыкбашский перевал (802 м) и затяжной спуск по увалам и холмам в долину Бугленозени. Аулы Буглен и Атлапаул — последние селения перед Буйнакском (475 м). От Буйнакска прямая асфальтированная трасса по выжженным предгорьям приведет в село Чиркей, возникшее после переселения сюда жителей поглощенного водохранилищем древнего аула Чиркей. Рядом плещутся волны Чиркейского водохранилища. Вдоль его заливов и далее, преодолев Хадумское поднятие, шоссе выходит к Судаку. Ниже по реке раскинулось Чирюртское водохранилище. Обогнув водную гладь по правому берегу, дорога выводит к транзитному шоссе Ростов — Баку у города Кизилюрта. От Буйнакска до Кизилюрта 53 км. Еще 24 км по шоссе до города Хасавюрт. По той же трассе, следуя на запад и оставив позади Гудермес, маршрут приводит в Грозный, где и заканчивается. |