Из Махачкалы до Хасавюрта проложено первоклассное шоссе длиной 82 км. От автостанции "Махачкала” первые 6 км проходят по западному въезду в город. Далее мимо плантаций винограда дорога мягко спускается к реке Шураозень и затем по пустынной, порой песчаной местности приводит в Кизилюрт. За Кизилюртом многопролетный мост через Сулак, слева от него сооружения Чирюртской ГЭС. Через 24 км езды по уже зеленой приветливой земле, за рекой Акташ, появляются окраины Хасавюрта. Не доезжая до города, влево по ходу дорога на райцентр Дылым, до которого 26 км асфальтированной трассы. Небольшой подъем по пологим предгорьям к мосту через Акташ у Ленинаула. Далее по лесистым склонам правым берегом реки Саласу к Дылыму. Улучшенное гравийное шоссе по лесам, вдоль скальных обнажений приводит к перевалу Харигавуртай (2229м) в хребте Салатау. До пояса высоких гор дорога плавно набирает высоту, но ближе к перевалу, когда справа обозначается глубокое ущелье Акташа, идут крутые серпантины С перевала виден Нагорный Дагестан. Спуск к аулу Данух южными склонами Андийского хребта. Потом серия крутых поворотов с подъемами и спусками с пересечением отрога близ аула Аргвани и крутой спуск к реке Тлярота. В 4 км выше по широкой долине райцентр Мехельта. Очень крутой спуск к долине Андийского Койсу проходит среди садов, а затем по обоим бортам узкого ущелья Тляроты. Достигнув Андийского Койсу, дорога близ хутора Сагри пересекает Сагринский каньон реки и поднимается правым ее берегом. В отличие от прохлады высокогорий здесь жарко, но искупаться негде: река грязная. Перед аулом Нижний Инхо переход по мосту на левый берег. Дорога идет в тени садов и домов прямо по улицам этого селения. На 71-м км от Дылыма поворот влево на Хунзахский подъем. Сразу за мостом — селение Тлох с консервным заводом. От Тлоха уходит вверх широкий отрог, по нему змеится белое шоссе (щебень, уложенный в покрытие, добыт из белых мергелей). Окружающие скальные обнажения также состоят из белых мергелей и сланцев. За аулом Харахи справа по ходу аул Цельмес — родина Хаджи-Мурата. Подъем на перевал Матласский (2075м) начинается за рекой Цельместлар, которую дорога пересекает по мосту. Крутой взлет с серией частичных спусков незаметно пересекает перевал. Почти не снижаясь, дорога подходит к аулу Ахалчн, стоящему на самом краю Хунзахского плато, и только отсюда спускается к широкой долине реки Тобот. Небольшой спуск вдоль Тобота приводит к Арани — узлу дорог на плато. Отсюда через Хунзах (1685 м) уходит дорога к Голотлю, а через Батлаич к Чалде. Аулы Голотль и Чалда расположены в долине Аварского Койсу. Осмотрев Хунзахскую крепость и водопад Тобот, велотуристы следуют к близкому аулу Батлаич, откуда спускаются 45 км по ущелью Алатляр к Койсу. Множество поворотов, вырубленная в скалах крутая дорога, пыль от часто проезжающих машин—компоненты непростого спуска. От Чалды 4 км ровного участка дороги до моста через Аварское Койсу ниже впадения реки Каракойсу (570 м). | 27. Веломаршруты по территории Дагестана |
Дальнейшее движение правым берегом Каракойсу приводит в райцентр Гергебиль, славящийся абрикосовыми садами. Рядом здание Гергебильской ГЭС, куда можно совершить экскурсию. Перед Гергебилем, между дорогой и рекой, в тени деревьев разместилась одноименная турбаза, где можно отдохнуть и получить консультацию. Близ райцентра сливаются воды Казикумухского Койсу и Каракойсу. Левым берегом Казикумухского Койсу через многочисленные сады асфальтовая дорога как стрела выводит к Ташкопурскому повороту. Отсюда начинается путь на Куппинский перевал. Протяженность подъема и спуска 22 км. Вначале по асфальту проезжают растянувшийся на 1 км аул Куппа, затем, преодолев десятки поворотов на склоне горы Пулкун, достигают Куппинского перевала (1448 м), где есть площадки и родник. Спуск более примечателен. Мергелевыс скалы не только белого, но и красноватого цвета поражают разнообразием красок. Сосновые леса, красивые виды на водохранилище Хвартикуни, острые гребни хребтов, среди которых выделяются вершины Гуниб и Тлимеэр. От основания спуска дорога пересекает реку Салтинка и скальным бортом долины Каракойсу выводит к Салтинскому (Красному) мосту. Отсюда до Гуниба 13 км живописной дороги через Салтинское ущелье на Каракойсу. Почти на одном уровне дорога огибает вставшие поперек известняковые скальные пласты, пропиленные рекой на глубине 70—90 м. Ближе к выходу из ущелья дорога ныряет в небольшой тоннель, а выйдя из ущелья, вьется по глинистым склонам, после чего спускается к каменному мосту у подножия Гуниба. Крутой, весь в садах и тополях взлет выводит к селению Гуниб на нижнем плато. Можно подняться и на верхнее плато, к турбазе "Орлиное гнездо” (1551 м) Вернувшись через Салтинское ущелье к мосту нужно съехать с асфальта на щебеночное шоссе и подниматься на Дарада-Мурадинский перевал. Слева вдоль дороги тянется клыкастый хребет. Выше, до аула Дарада, встречаются островки леса, а перевал (1470 м) возникает неожиданно при объезде высокой конусной горы. С перевала видны обрывы Хунзахского плато. Крутой серпантинный спуск проходит мимо Карадахской щели и приводит в аул Карадах по правому берегу Аварского Койсу. От Карадаха начинается многокилометровый путь вверх по Аварскому Койсу. Через 12 км езды по пустынной долине железный мост через Койсу у аула Голотль. Дальше автодорога до самого аула Анцух нигде не пересекает Аварское Койсу. Через 24 км от Голотля, за рекой Батлух, начинается растянувшееся на 1,2 км село Советское. На всем протяжении от Голотля до Советского лишь одно небольшое селение Датуна. За Советским характер гор меняется. Долина сжимается до ущелья, полка дороги пробита порой в скальных отвесах, а перед впадением реки Темир сооружен тоннель. Все аулы как бы прячутся в боковых ущельях, отчего дорога кажется пустынной. Лишь аул Кособ прижался к полотну шоссе. За Кособом в лесистом ущелье открывается вид на место слияния Джурмута, Хзанора и Сараора. Здесь, у аула Анцух, на высоте 1286 м маршрут покидает Аварское Койсу и продолжает путь вдоль Хзанора (34 км). Сразу же начинается большой подъем на склон, и река остается глубоко внизу. Долгое время дорога тянется на высоте 100—150 м над рекой, пока не спускается к устью левого притока Хзанора — Жекоды. На противоположной стороне Хзанора уютно расположился аул Тлядаль. Живописное шоссе идет сквозь сосновые леса и за местом впадения реки Симбирис переходит на правый берег Хзанора, по которому и достигает самого крупного в этих местах селения Бежта (1600 м). По благодатной высокогорной долине Хзанора дорога доходит до подножия Цунтинского перевала (2459 м) на Богосском хребте. Крутой короткий подъем выводит на перевал и прямо по гребню хребта к отрогу. Спуск вдоль отрога по размашисто заложенным серпантинам к слиянию рек Иша и Мичитли. Дорога тянется вдоль правобережного склона Кидеринского ущелья высоко над рекой и через 29 км (начиная от Бежты) достигает аула Кидеро. Движение по описанному участку слабое. После переезда через реку Кидеро крутой подъем по лесистому склону на Эльбокский хребет. С набором высоты раскрывается панорама пологих гор, долин, дальние снега и льды узла Бочек — Чимис. Самый красивый перевал на маршруте — Эльбокский (2360 м, н/к)— лишь немного уступает по высоте соседним вершинам. С перевала вид па ГКХ и его вершины от Мечикала до Шавиклде (3578 м). Внизу видны аулы Эльбок и Хибиятль. Спуск по травянистому склону выводит к аулу Эльбок и дальше в одноименную долину. Далее по хорошей дороге через аул Хибиятль до стыка долин Эльбок и Китлярта, где на левом берегу на высоте 1714 м расположен аул Хупри. От аула дорога поворачивает вниз по реке Китлярта в сторону аула Шапих, а древняя конная тропа уходит вверх по долине. Оставив позади место впадения в Китлярту ее притоков Самура и Турабичи (на высоте 1803 м), тропа пересекает Китлярту и поднимается левым берегом реки Кодори к одноименному перевалу. Кругом лес. Встречаются выходы скальных обнажений. С высоты 2280 м, где тропа, перейдя реку, идет на перевал, виден обширный цирк с вершинами Сокори (3030 м) на западе и Кодори (2872 м) на востоке. Седловина Кодорского перевала (2363 м, н/к) представляет собой широкую площадку в гребне ГКХ. Рядом полуразрушенная сторожевая башня. За перевалом уже Грузия. Короткий крутой спуск вдоль реки Инцоба заканчивается в Сабуе. Далее через города Телави и Тбилиси асфальтнобетонные дороги приводят в Сухуми — к финишу маршрута. |